Досудебное урегулирование налоговых споров
21.04.2020
Досудебное урегулирование налоговых споров – это комплекс мероприятий, предусмотренный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляемый должностными лицами налоговых органов в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора. Цель досудебного урегулирования налоговых споров – сделать систему налогового администрирования наименее конфликтной, позволяющей оперативно устранять нарушения, которые допускаются налоговыми органами, и восстанавливать нарушенные права налогоплательщиков. Обжалование ненормативных правовых актов налоговых органов осуществляется согласно административной иерархии: жалоба подается в тот налоговый орган, в чьем подчинении находится налоговый орган, допустивший нарушение законодательства. Процедура досудебного урегулирования налогового спора не требует больших временных и финансовых затрат со стороны налогоплательщика. На рассмотрении материалов проверки от налогоплательщика могут присутствовать как юристы и бухгалтеры, так и сотрудники иных соответствующих подразделений при наличии уполномочивающей доверенности. Законодательно установленные требования к составлению возражений по актам, отсутствуют, то есть налогоплательщик в произвольной форме может изложить суть спорной ситуации. Однако, если в возражениях будут подробно изложены доводы, подкрепленные нормами права и соответствующими документами (доказательствами), это позволит налоговому органу объективно и всесторонне рассмотреть налоговый спор. Присутствие налогоплательщика (представителя налогоплательщика) на рассмотрении материалов проверки очень важно. Не всегда налогоплательщику удается на бумаге изложить суть вопроса, а в процессе общения многие спорные моменты проясняются, той или иной стороне удается убедить, доказать свою правоту. Неоспоримые преимущества досудебного обжалования по сравнению с судебным урегулированием: - возможность урегулирования спора в рамках рассмотрения письменных возражений; - право налогоплательщика на участие в процессе рассмотрения лично либо через представителя; - возможность представления дополнительных документов; - возможность заявления устных возражений; - детальное изучение налоговым органом возражений и документов налогоплательщика; - возможность заявления ходатайств. - упрощенный процедурный порядок подачи жалобы в отличие от судебного порядка обжалования; - отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины; - короткий срок рассмотрения жалобы: а) в течение 1 мес. на решения инспекции, вынесенные в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса РФ; б) в течение 15 дней на решения инспекции, вынесенные в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса РФ, на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа.
Отдел учета и работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре |